ДОП дошкольного образования технической направленности – «Шахматы»

Содержание
1

Паспорт программы

3

2

Пояснительная записка

5

3

Учебно - тематический план

8

4

Содержание изучаемого курса

10

5

Методическое обеспечение

12

6

Список литературы

13

1. Паспорт программы
Название программы
Направленность программы
Ф.И.О. педагога, реализующего
дополнительную
общеобразовательную программу
Год разработки
Где, когда и кем утверждена
дополнительная
общеобразовательная программа
Цель

Задачи

Шахматы.
Техническая
Шрейдер Зинаида Сергеевна

2021
Приказ МБДОУ - детский сад №196 №67-О
от 31.08.2021 заведующий С.В. Бударкова
создание условий для личностного и
интеллектуального развития детей старшего
дошкольного возраста посредством ознакомления игры
в шахматы.
а) образовательные:
формировать устойчивый интерес малышей к игре в
шахматы;
способствовать
освоению
детьми
основных
шахматных понятий;
познакомить с правилами поведения партнеров во
время шахматной игры, учить детей вовремя;
шахматной партии действовать в соответствие с эти
правилами;
учить детей взаимодействию между фигурами в
процессе выполнения игровых заданий, а так же умению
применять полученные знания о шахматных фигурах в
процессе игры;
обеспечить
успешное
овладение
малышами
основополагающих принципов ведения шахматной
партии;
содействовать
активному
использованию
полученных знаний в процессе игровой практики за
шахматной доской;
учить ориентироваться на плоскости, обогащать
детскую фантазию.
б) развивающие:
развивать
умение
сравнивать,
выявлять
и
устанавливать простейшие связи и отношения,
самостоятельно решать и объяснять ход решения
учебной задачи;
развивать все сферы мышления, память, внимание,
наблюдательность, воображение;
способствовать
активизации
мыслительной
деятельности дошкольника;
приобщать ребенка к самостоятельному решению
логических задач;
формировать мотивацию к познанию и творчеству.
в) воспитывающие:

Ожидаемые результаты освоения
программы

Срок реализации программы
Количество часов в неделю / год

Возраст обучающихся
Формы занятий
Методическое обеспечение

воспитывать, усидчивость,
целеустремленность,
волю, организованность, уверенность в своих силах,
самостоятельность в принятии решений.
а)
рост личностного,
интеллектуального и
социального
развития
ребёнка,
развитие
коммуникативных
способностей,
инициативности,
толерантности, самостоятельности.
б)
приобретение
теоретических
знаний
и
практических навыков в шахматной игре.
в)
освоение
новых
видов
деятельности
(дидактические игры и задания, игровые упражнения,
соревнования).
г) умение проявлять настойчивость, выдержку,
волю, спокойствие, уверенность в своих силах;
д) конечным результатом обучения считается
умение сыграть по правилам шахматную партию от
начала до конца. Это предполагает определенную
прочность знаний и умение применять их на практике.
Два года: 2021 -2022 уч. год (сентябрь - май)
2022 -2023 уч. год (сентябрь - май)
Возраст 5-6 лет - 2 занятия в неделю (по 25 минут), 64
занятия в год (1600 мин.);
Возраст 6-7 лет - 2 занятия в неделю (по 30 минут), 64
занятия в год (1600 мин.);
Воспитанники 5-6 лет, 6-7 лет;
Подгрупповая
1. Весела И., Веселый И. Шахматный букварь. - М.:
Просвещение, 1983.
2. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы,- М.
«Просвещение» 1991г.
3. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы
обучения
дошкольника
шахматной
игре.
М.:ГЦОЛИФК, 1984
4. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. - JL:
Детская литература, 1985.
5. Князева В. Уроки шахмат. - Ташкент: Укитувчи,
1992.
6. Кастор Харриет Играем в шахматы. - М. «Махаон»
1998
7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для
А.Кузнецова «Лучшие развивающие игры для детей от
3-х до 7 лет. - Москва «Дом XXI» 2006
8. Севостьянова Е.О.«Хочу все знать» (развитие
интеллекта детей 5-7 лет). - М. ТЦ «Сфера» 2006
9. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для
цетей 2-5 лет. - М.: Новая школа, 1994.
10. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. Испания: Издательский центр Маркота. Международная
шахматная Академия Г. Каспарова, 1992
11. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу:

Условия реализации программы
(оборудование, инвентарь,
специальные помещения, ИКТ и
ДР-)

Пособие для учителя - Обнинск: Духовное
возрождение, 1999.
12. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. - М.:
Педагогика, 1991.
13. Сухин И. Удивительные приключения в
Шахматной стране. - М.: Поматур, 2000.
14. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. - М.:
Астрель, ACT, 2000.
15.
Тихомирова Л.Ф.«Развитие логического
мышления детей» «Академия развития» Ярославль
1998
16. Тарабарина Т.П.«И учеба, и игра: математика»
«Академия развития» Ярославль 2006
Оборудовано специальное помещение. Развивающая
предметно-пространственная среда оборудована в
соответствии с требованиями. В помещении имеется:
столы, шахматные доски, дидактический материал по
шахматам

2. Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Шахматы» является программой технической
направленности, реализуется в МБДОУ - детский сад №196 и направлена на обеспечение целостного
процесса психического, физического и умственного развития личности ребенка. Вопрос о
возможности и необходимости обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы уже давно
получил в педагогике положительное решение. Педагогические, психологические и физиологические
исследования, проводившиеся в Институте дошкольного воспитания АПН России, а также за
рубежом, свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения
знаний и общего развития у детей 5-7 лет значительно выше, чем это предполагалось до сих пор.
Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста
«Шахматы», направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию
психических процессов, таких как логическое мышление, восприятие, внимание, воображение,
память.
Данная рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы
дошкольного образования «Мозаика» под редакцией В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкиной.
Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральным
законом от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с
изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016); так же на основе закона № 273 - ФЗ «Закон об образовании в
РФ» от 29.12.2012г.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 (ред. от
27.08.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы...");
Новизна и практическая значимость программы:
Материал систематизирован и представлен через занятия с показом наглядного материала,
рассматривание и чтение книг о шахматах, дидактические игры, показ презентаций «Короли
шахматного мира», «Семья и шахматы».
Актуальность программы продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда
весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение
приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение

анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и
системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня
интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях
ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Если до недавнего
времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок
приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь
положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим
интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются
очень рано.
Исследования, проведенные современными российскими психологами JI. Венгером, В.
Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики
и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и
умения, которые ранее считались доступными лишь детям старших возрастов.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается,
прежде всего, в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного,
психического и физического развития ребенка - дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного
возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный
процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс
обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Это
подтверждается и многолетним практическим опытом: зарубежным и нашим. Можно с уверенностью
говорить об огромных потенциальных возможностях развития, таящихся в дошкольном детстве.
Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития детей
старшего дошкольного возраста посредством ознакомления игры в шахматы.
Задачи программы:
а)
образовательные:
Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы.
Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий
Познакомить с правилами поведения партнеров во время шахматной игры, учить детей во
время
шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами.
Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так
же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
Обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения
шахматной партии
Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за
шахматной доской;
Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию,
б)
развивающие:
Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения,
самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
Формировать мотивацию к познанию и творчеству
в)
воспитывающие:
Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в
своих силах, самостоятельность в принятии решений;
Принципы и подходы к формированию программы:
-Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности
каждого участника и всего коллектива в целом.
-Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное
созерцание со стороны;

-Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного
материала.
- Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
- Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим
темпом;
- Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его
взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и
им систематически предоставляется возможность выбора;
- Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах
организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и
личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к
занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать
пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит
принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Отличительные особенности программы.
Дополнительная образовательная программа «Шахматы» программа технической
направленности для детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программы
И.Г.Сухина «Удивительные приключения в Шахматной стране», который опирается на ряд
нетрадиционных авторских наработок, а именно:
широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным
количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против
фигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".
«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», - любил повторять А. Франс.
Поэтому, в программе, широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады,
занимательные задачи и викторины, которые будут интересны старшим дошкольникам.
Возрастная категория воспитанников: 5-7 лет (5-6 лет - это дети первого года обучения. 6-7
лет - это дети второго года обучения).
Срок реализации программы: 2 года. Программа реализуется в ходе дополнительной
образовательной деятельности и предусматривает 128 шахматных занятий. Максимальная
недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН
2.4.1.3049-13. и составляет 25минут для детей старшей группы (5-6 лет) и 30 минут для детей
подготовительной к школе группы (6-7лет) и предусматривает физкультминутки и подвижные
игры.
Основные формы и средства обучения:
- Дидактические игры и задания;
- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
- Практическая игра;
- Теоретические занятия, шахматные игры;
- Шахматные турниры.
Результаты освоения детьми программы:

1 год обучения (старшая группа)
- имеет представления об истории возникновения шахматной игры,
- знает, как правильно расположить шахматную доску;
- знает и называет все шахматные фигуры;
- умеет правильно расположить шахматные фигуры на шахматной доске;
- может выполнить самостоятельно действия с некоторыми шахматными
фигурами (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
2 год обучения (подготовительная группа)
- знает историю возникновения шахматной игры,
-знает имена отечественных чемпионов мира по шахматам;
- знает и может найти схему, где в шахматной партии «королю» объявлен «шах»;
- знает и может найти схему, где в шахматной партии «королю» объявлен «мат»;
- владеет навыками самостоятельных действий с шахматными фигурами;
- умеет в шахматной партии «королю» объявить «шах»;
- умеет в шахматной партии «королю» объявить «мат»;
- владеет навыками участия в шахматных турнирах. Ожидаемые результаты в ходе
реализации программы:
Дети, прошедшие полный курс обучения по программе «Шахматы», помимо развития
навыков шахматной игры, делают значительный шаг в развитии личностных качеств:
а) рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие
коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
б) приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
в) освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые
упражнения, соревнования).
г) умение проявлять настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих
силах;
д) конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную
партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение
применять их на практике.

3. Учебно-тематический план
Учебно-тематический план работы по обучению детей игре в шахматы
1 год обучения
№

1
2
3
4
5
6
7
8-11

Раздел, тема

Диагностика ЗУН детей
Шахматное королевство
Легенда о Радже и мудреце
В стране шахматных чудес
Мудрец
Волшебная доска
Удивительные приключения
шахматной доски
Шахматная доска. «Проспекты,
улицы и переулки»

Теоретическая
часть
1
1
1
1
1
1
1

Количество часов
Практическая
часть
1
1

Всего
часов

1

1
1
1
1
1
1
1

4

4

4

1

12
13
14

Шахматные фигуры
Начальное положение
Так много их, но мы уже их знаем

1
1
1

1
1
1

1
1
1

15-16
17-18
19-20

Ладья
Слон
Ладья против слона

2
2
2

2
2
2

2
2
2

21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32

Ферзь
Ферзь против ладьи и слона
Конь
Конь против ферзя ладьи и слона
Пешка «Ни шагу назад!». Пешка.
Пешка против ферзя ладьи и слона

2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2

33-34
35-3637
38
Итого в
год

Король
Король «Волшебный квадрат»
Интеллектуальный турнир
Диагностика ЗУН детей

2
2
1
1
38

2
1
1
1
38

2
1
1
1
38

Учебно-тематический план работы по обучению детей игре в шахматы
2 год обучения
№

1
2
3-4
5
6
7-9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21-22
23
24
25-26
27
28 -29
30-31
32-33
34-35
36

37
38
Итого
в год

Раздел, тема

Диагностика ЗУН детей
Шахматное королевство
Шах
Двойной шах с выигрышем фигуры,
лучший шах
Мат
Мат в один ход
Что такое связка
Ничья
Рокировка
Непобедимый
Волшебный мир комбинации
Реши этюд отгадай задачу
Итальянская партия
Сицилийская защита
Принятый ферзевый гамбит
Подготовка к интеллектуальному
турниру
Интеллектуальный турнир
Короткие партии
Здоровые телом- сильные духом
В гостях хорошо, а дома лучше
Великие гроссмейстери
Показательная партия «Морфии и
консультанты»
Решение шахматных задач и этюдов
И король жаждет боя
Это интересно
Повторение пройденного
Шахматный турнир на личное
первенство
Шахматный праздник
Диагностика ЗУН детей

Количество часов
Теоретическая
Практическая
часть
часть
1
1
1
1

Всего
часов
1
1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1

1

1

1
1

1
1

1

1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
38

1
1
34

1
1
38

1

1

4. Содержание изучаемого курса программы.
Шахматы - не только народная игра в России, но и в определенной степени интеллект
российского государства. Поэтому инновационные технологии обучения детей шахматной
игре, нацеленные на развитие, несомненно входят в число передовых технологий.
Занятия шахматами необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в процессе
обучения игре в шахматы у дошкольников развиваются мыслительные операции: анализ,
сравнение, логическое мышление; творческие способности и познавательные процессы:
восприятие, память, внимание.
Процесс обучения необходимо сделать максимально наглядным, доступным,
предметным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Ведь дошкольник
обучается лишь в той мере, в какой она становится его собственной программой. А это значит,
что занятия должны увлекать ребенка, строиться на свойственных детям-дошколятам
потребностях и интересах, на использовании "дошкольных" видов деятельности. Именно
действие - способ познания ребенком окружающего мира. И если мы хотим, чтобы ребенок
что-то всерьез усвоил, мы должны воплотить это в деятельность самого ребенка. И, что также
важно для наших целей, что ведущей деятельностью дошкольников является игра.
Отведение нескольких занятий для изучения каждой фигуры объясняется тем, что на
первом занятии дается лишь краткая информация об особенности этой фигуры, ее
возможностях, а закрепление хода обеспечивается при минимальном количестве других
фигур. На следующих занятии возможности этой же фигуры рассматриваются во
взаимодействии с большим количеством своих и неприятельских фигур, а навыки и умения
оперирования изучаемой фигурой всеми детьми доводятся до сравнительно высокого уровня,
позволяющего в дальнейшем без затруднения перейти к изучению последующего материала.
Особое внимание следует уделить шахматным играм и отработке шахматных
упражнений, выполнение которых способствует не только закреплению пройденного
материала, но и повышает интерес учащихся к шахматным занятиям. Такие занятия
планируются после изучения крупных тем.
Особую трудность представляет усвоение учащихся понятия «мата» и «пата», то есть
того, без чего шахматная партия не имеет смысла. В первый год обучения дети получают
лишь общее представление об этих понятиях. На втором году обучения этому моменту
программы уделяется гораздо большее внимание. Для разъяснения этих понятий педагог
подбирает как можно больше матовых и патовых позиций и применяет разнообразные формы.
Одной из эффективных форм этой работы является коллективное, групповое и
индивидуальное придумывание таких позиций самими учащимися.
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от
репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого
применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых
стереотипов.

Калеидарно - тематическое планирование по обучению детей игре в шахматы
1 год обучения
№

Тема занятия

1

Диагностика ЗУН детей

2
3
4
5
6
7

Шахматное королевство
Легенда о Радже и мудреце
В стране шахматных чудес
Мудрец
Волшебная доска
Удивительные приключения
шахматной доски
Шахматная доска. «Проспекты,
улицы и переулки»

8-11

12
13
14
15-16
17-18
19-20
21-22
13
14
15
16
17
18
19
20
Итого

Шахматные фигуры
Начальное положение
Так много их, но мы уже их
знаем
Ладья
Слон
Ладья против слона
Ферзь
Ферзь против ладьи и слона
Конь
Конь против ферзя ладьи и
слона
Пешка
Пешка против ферзя ладьи и
слона
Король
Шах и мат
Интеллектуальный турнир

Количество Дата проведения
часов
занятий (план)
1
1
1
1
1
1
1
4

1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
38

Дата проведения
занятий (факт)

Календарно - тематическое планирование по обучению детей игре в шахматы
2 год обучения
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Итого

Тема занятия
Диагностика ЗУН детей
Шахматное королевство
Шах
Двойной шах с выигрышем
фигуры, лучший шах
Мат
Мат в один ход
Что такое связка
Ничья
Рокировка
Непобедимый
Волшебный мир комбинации
Реши этюд отгадай задачу
Итальянская партия
Сицилийская защита
Принятый ферзевый гамбит
Подготовка к
интеллектуальному турниру
Интеллектуальный турнир
Короткие партии
Здоровые телом- сильные
духом
В гостях хорошо, а дома
лучше
Великие гроссмейстери
Показательная партия
«Морфии и консультанты»
Решение шахматных задач и
этюдов
И король жаждет боя
Это интересно
Повторение пройденного
Повторение пройденного
Шахматный турнир
Шахматный праздник

Количество Дата проведения
часов
занятий (план)
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
38

Дата проведения
занятий (факт)

5. Методическое обеспечение.
Соотношение в использовании методов
Методы обучения выбираются в зависимости от поставленных задач, возрастных
особенностей детей, их подготовленности, а также на разных этапах обучения.
Основные формы и средства обучения:
1. Теоретические занятия.
2. Практическая игра.
3. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
4. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они
применяются:
-При знакомстве с шахматными фигурами.
-При изучении шахматной доски.
-При обучении правилам игры;
-При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной
партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на
доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего
формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ
позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый.
Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда
большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства детей (самостоятельное составление позиций,
предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их
осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в
поисках решения самых разнообразных задач.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Формы общения с семьей:
- круглый стол;
- викторина;
- конкурс;
- лекция-беседа;
- мастер-класс;
- анкетирование;
- консультация;
- день открытых дверей;
- презентация;
- творческое задание;
- тематическая встреча;
- совместная выставка;
- открытое занятие.

6. Список литературы.
1. Весела И., Веселый. Шахматный букварь. - М.: Просвещение, 1983.
2. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы.- М. «Просвещение» 1991г.
3. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. М.:ГЦОЛИФК, 19
4. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. - Л.: Детская литература, 1985.
5. Князева В. Уроки шахмат. - Ташкент: Укитувчи, 1992.
6. Кастор Харриет Играем в шахматы. - М. «Махаон» 1998
7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для А.Кузнецова «Лучшие развивающие
игры для детей от 3-х до 7 лет. - Москва «Дом XXI» 2006
8. Севостьянова Е.О.«Хочу все знать» (развитие интеллекта детей 5-7 лет). - М. ТЦ «Сфера»
2006
9. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет. - М.: Новая школа,
1994.
10. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. - Испания: Издательский центр Маркота.
Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992
11. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя - Обнинск:
Духовное возрождение, 1999.
12. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. - М.: Педагогика, 1991.
13. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. - М.: Поматур, 2000.
14. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. - М.: Астрель, ACT, 2000.
15. Тихомирова Л.Ф.«Развитие логического мышления детей» «Академия развития»
Ярославль1998
16.
Тарабарина Т.И.«И учеба, и игра: математика» «Академия развития» Ярославль
2006

Дата

Сентябрь

№ п/п

1

2
3

Октябрь

Календарное тематическое планирование 1 год обучения
Цель
Тема
Содержание

Диагностика ЗУН

Уточнение уровня освоения
программного материала.

Введение в предмет
Шахматное
королевство
Легенда о Радже и Познакомить с историей шахмат.
Заинтересовать детей через
мудреце
увлекательные и достоверные
факты. Вызвать интерес к игре.

4

В стране
шахматных чудес

5

Мудрец

6

Волшебная
доска

Выполнение тестовых
заданий.

Беседы о шахматах.

Средства
материал

обучения/

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур
ИКТ

Просмотр презентации Комплект шахмат,
демонстрационная
«Легенда о радже и
мудреце». Знакомство с доска, ИКТ, рисованные
рисованными
персонажи.
персонажами:
Клеточкой, Леной и
Алешей
Формирование первоначальных Слушание сказки «В
Гришин В.Г Малыши
представлений о понятиях:
стране шахматных
играют в шахматы; с.
пешка, фигура; развитие
чудес», беседа по
13-15
слухового и зрительного
содержанию; Д/и
восприятия, мыслительных
«Узнай и назови»,
операций анализа и синтеза
рисование по сказке.
Слушание легенды
Комплект
шахмат,
Развитие умения различать
цемонстрационная доска,
пешки и фигуры. Формирование «Мудрец» Беседа по
полотняный
мешочек.
первоначальных представлений о содержанию; Д/и
начальном положении, понятиях: «Волшебный мешочек», Гришин В.Г Малыши
«Что изменилось?»
играют в шахматы; с.
ход, партнер,
17-22
последовательности ходов;
развитие тонкой моторики,
воображения.
Гришин В.Г Малыши
Знакомство с шахматной доской: Слушание сказки
играют в
её формой, белыми и
«Волшебная доска»

7

8

9

10

Удивительные
приключения
шахматной доски

черными полями. Чередованием
белых и черных полей на
шахматной доске. Закрепить
умение пользоваться линейкой и
карандашом, ориентироваться на
тетрадном листе. Развитие
тонкой моторики, счетных
навыков
Заинтересовать
детей
через
увлекательные Вызвать интерес к
игре.

выполнение
практических
заданий
предусмотренных
содержанием;
Шахматные задачишутки.

шахматы; с. 23-25.
Листы в клетку 16X16
см, карандаш Сухин
ИГ. с.9.

Просмотр сказки
«Удивительные
приключения
шахматной доски» с
опорой на
иллюстративный
материал учебника.
Чтение- инсценировка
дидактической сказки
«Котята-хвастунишки»
Д/и" Да и нет".
Шахматная доска. Формирование представлений о Закрепление изученного
«Проспекты, улицы шахматной доске, шахматных
ранее: Д/и «Да и нет».
и переулки
полях,правильном расположении Работа над новым
волшебной
материалом:
доски м/у партнерами;
Расположение доски

Шахматная доска и
шахматные поля,
учебник, карандаши.
Сухин И.Г. с.1012;Учебник 4.1 с.7-10

Шахматная доска.
«Проспекты, улицы
и переулки»
Горизонтали и
вертикали

Шахматная доска и
шахматные поля,
учебник, карандаши.
Сухин И.Г. с. 1012;Учебник 4.1 с.11-14.

Формирование
понятий
«горизонталь»,
«вертикаль»;
Д/и «Поиграемугадаем»,
«Горизонтальновертикальная игра»,
вып- ие задания .с. 12
Шахматная доска. Формирование представлений о Формирование понятий
«Проспекты,
диагоналях, центре поля;
Д/и
улицы и переулки» развитие внимания, логического «Диагональ»,
мышления, пространственных
«Горизонтальнопредставлений
вертикальнодиагональная
игра», мини-викторина.
Формирование представлений о
горизонталях,вертикалях
понятии «Горизонтальная
линия». Развитие внимания,
мелкой моторики

Сухин И Г. с.6- 9;ИКТ,

Шахматная доска с
комплектом фигур
(6), учебник, карандаши.
Сухин И.Г. с. 1012;Учебник 4.1 с.14-15.

маленькая»
14

Декабрь

Так много их, но мы Закрепление знаний о
уже их знаем
правильном расположении доски
м/у партнерами, расстановкой
фигур перед игрой; развитие
интереса к игре, памяти,
внимания творческих
способностей.

Логическая минутка,
Просмотр ММП «Книга
шахматной мудрости»,
решение предложенных
в ней задач. Играсоревнование «Расставь
фигуры»

Шахматная доска
Комплекты шахматных
фигур по количеству
детей, ИКТ

15

Ладья

Знакомство с шахматной
фигурой «Ладья», местом ладьи в
начальном положении, ходами.
Развитие внимания

Чтение дидактической
сказки «Как ладья
похудела» Рассказ о
месте ладьи в начальном
положении. Ход ладьи.
Взятие. Дидактические
задания и игры
«Лабиринт»,
«Перехитри часовых»,
«Один в поле воин»,
«Кратчайший путь».

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Учебник Ч. 1 с.22 -25.

16

Ладья

Продолжить знакомить детей с
шахматной фигурой - ладья.
Показать позиции фигуры,
различные ходы. Развивать
воображение, сообразительность,
быстроту реакции, мелкую
моторику рук.

Чтение сказки «Простая,
бесхитростная фигура»
Ответы на вопросы
«Шахматной шкатулки»
Дидактические игры,
«Игра на
уничтожение», «Найди
фигуру», «Ограничение
подвижности». «Захват
контрольного поля».

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Учебник 4.1 с.26 -29.

Январь

17

Слон

Формирование представлений о
шахматной фигуре «слон», Месте
слона в начальном положении.
Ходом слона, взятием.
Разноцветные и одноцветные
слоны. Понятием Легкая и
тяжелая фигуры.

18

Слон

Закрепление представлений о
шахматной фигуре «слон»,
Отработка практических
навыков.

Чтение сказки «Совсем
этот слон на слона не
похож».
Дидактические задания
«Лабиринт»,
«Перехитри часовых»,
«Один в поле воин»,

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей.
Учебник 4.1 с.30 -33.

Отгадывание загадки о
слоне. Ответы на
вопросы «Шахматной
шкатулки».
Дидактические задания
«Лабиринт»,
«Перехитри часовых»,
«Один в поле воин»,
«Кратчайший путь».
Дидактические игры
«Чудесный мешочек»
Ладья против слона Отработка практических навыков Дидактические задания
игры ладьей. Развитие внимания, «Перехитри часовых»,
логического мышления,
«Атака неприятельской
смекалки, мелкой моторики.
фигуры», «Двойной
удар», «Взятие».

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей.
Учебник 4.1 с.33 -36.

20

Ладья против слона Отработка практических навыков
игры ладьей. Развитие внимания,
логического мышления,
смекалки, мелкой моторики.

«Защита», «Выиграй
фигуру». Дидактические
игры, «Игра на
уничтожение» (ладья
против слона, две ладьи
против слона

Учебник.
Демонстрационная
доска с набором
шахматных фигур
Учебник 4.1 с.42-45.

21

Ферзь

Чтение дидактической
сказки «Могучая
фигура», беседа по
содержанию;

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур

19

Знакомство с шахматной
фигурой «Ферзь», Местом ферзя
в начальном положении. Ходами
ферзя, взятием.

Учебник.
Демонстрационная
доска с набором
шахматных фигур
Учебник 4.1 с.37 -42.

Введение понятия «Ферзь тяжелая фигура»

Февраль

Дидактические игры
«Захват контрольного
поля», «Защита
контрольного поля».
Закрепление знаний о шахматной «Игра на уничтожение»
(ферзь против ферзя),
фигуре «Ферзь», Месте ферзя в
«Ограничение
начальном положении. Ходами
подвижности»
ферзя, взятием; Отработка
практических навыков

по кол-ву детей
Учебник 4.1 с.46 -50.

22

Ферзь

23

Ферзь против ладьи Закрепление знаний и отработка
практических навыков игры
и слона
ферзем.

«Атака неприятельской
фигуры», «Взятие»,
«Перехитри часовых»,
«Игра на уничтожение»

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Учебник 4.1 с.53 -58.

24

Ферзь против ладьи Закрепление знаний и отработка
практических навыков игры
и слона
ферзем.

Логическая минутка.
Д/и «Захват
контрольного поля»,
«Ограничение
подвижности»

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Учебник 4.1 с.53 -58.

25

Конь

Знакомство с шахматной
фигурой «Конь», местом коня в
начальном положении, ходами.
Развитие внимания., умения
отстаивать свою позицию

26

Конь

Продолжать знакомить с

Чтение сказки «Прыг,
скок и вбок». Рассказ и
показ сложности ходов
коня Ход коня, взятие.
Конь - легкая фигура.
Дидактические задания
«Лабиринт», «Перехитри
часовых», «Один в поле
воин»,
«Кратчайший
путь».
Задания: «Захват

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Учебник 4.1 с.46 -52.

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Учебник 4.1 с.62 - 64.

Шахматная доска и

шахматной фигурой «Конь»
Развивать ловкость и смекалку,
ориентировку в пространстве,
способность думать, мыслить,
анализировать. Активизировать
словарь.

Март

27

28

29

Конь против ферзя, Продолжить знакомить детей с
шахматной фигурой - конь.
ладьи, слона
Показать позиции фигуры,
различные ходы. Развивать
воображение, сообразительность,
быстроту реакции.

контрольного поля»,
«Игра на
уничтожение»(конь
против коня, два коня
против одного, один
конь против двух, два
коня против двух),
«Ограничение
подвижности». Д/и
«Секретная фигура»

Д/и «Волшебный
мешочек» Задания
«Перехитри часовых»,
«Сними часовых»,
«Атака неприятельской
фигуры», «Двойной
удар»,
Решение шахматных
Конь против ферзя, Продолжить знакомить детей с
ладьи,
шахматной фигурой - конь.
задач: «Взятие»,
Показать позиции фигуры,
«Выиграй фигуру».
слона
различные ходы. Развивать
«Захват контрольного
воображение, сообразительность, поля», «Защита
быстроту реакции.
контрольного поля»,
«Игра на ничтожение»
«Ограничение
подвижности».
Знакомство с местом пешки в
Чтение дидактической
Пешка «Ни шагу
начальном положении;
сказки «Детский сад
назад!»
понятиями: ладейная, коневая,
«Чудесная Пешка»»
слоновая, ферзевая, королевская Рассказ о пешке.
пешка. Ход пешки, взятие.
Дидактические задания
Взятие на проходе. Превращение «Лабиринт», «Один в
поле воин». Д/и
пешки.
«Волшебный мешочек».

шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Учебник 4.1 с.65 - 68.

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Учебник 4.1 с.69 - 73.

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Учебник 4.1 с.73-77.

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Учебник 4.2 с.3-5.

30

Апрель

31

32

33

Пешка

Продолжать знакомить детей с
пешкой. Научить «сражаться
пешками». Поощрять стремление
высказывать свое мнение.

Дидактические задания
«Перехитри часовых»,
«Сними часовых»,
«Атака неприятельской
фигуры», «Двойной
удар», «Взятие»,
«Защита», «Выиграй
фигуру». Дидактические
игры «Захват
контрольного поля»

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Учебник 4.2 с.6- 8.

Пешка против ферзя, Продолжать знакомить детей с
пешкой. Отрабатывать умение
ладьи, слона, коня
«сражаться пешками».
Приобщать детей в ходе решения
занимательных задач к
элементарной творческой
деятельности. Поощрять
стремление высказывать свое
мнение.
Пешка против ферзя, Продолжать знакомить детей с
пешкой. Отрабатывать умение
ладьи, слона, коня
«сражаться пешками».
Приобщать детей в ходе решения
занимательных задач к
элементарной творческой
деятельности. Поощрять
стремление высказывать свое
мнение.
Король
Показать, как ходит король.
Разучить правило «Королей не
уничтожают» и что оно означает.
Развивать внимание, способность
работать по правилам, умение
мыслить, находить правильное
решение,

Дидактические игры
«Игра на
уничтожение» (пешка
против пешки, две
пешки против одной,
одна пешка против двух,
две пешки против двух,

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Учебник 4.2 с.9 -16.

«Двойной удар»
«Ограничение
подвижности»,
«Защита», Перехитри
часовых». Рисование

Рассказ о месте короля в
начальном положении.
Ход короля, взятие.
Короля не бьют, но и
под бой его ставить
нельзя. Дидактические

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Учебник 4.2 с.17-22.

Май

отстаивать своё мнение.

задания: «Один в поле
Костюмы для
воин», «Кратчайший
инсценировки.
путь». Чтение и
инсценировка сказки
«Лена, Оля и Баба Яга».

34

Король

Показать, как ходит король.
Разучить правило «Королей не
уничтожают» и что оно означает.
Развивать внимание, способность
работать по правилам, умение
мыслить, находить правильное
решение, отстаивать своё
мнение.

Рассказ о месте короля в
начальном положении.
Ход короля, взятие.
Короля не бьют, но и
под бой его ставить
нельзя. Дидактические
задания: «Один в поле
воин», «Кратчайший
путь». Чтение и
инсценировка сказки
«Лена, Оля и Баба Яга».

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Учебник 4.2 с.17-22.
Костюмы для
инсценировки.

35

Король
«Волшебный
квадрат»

Формирование представлений о
волшебном квадрате, который
король использует в игре.
Развивать способность думать,
мыслить, рассуждать и
анализировать. Активизировать
словарь.

Рассказ о волшебном
квадрате, который
король
использует в игре.
«Двойной удар»,
«Взятие».
Дидактические игры
«Захват контрольного
поля», «Защита
контрольного поля»,
«Ограничение
подвижности».

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Учебник 4.2 с.23 - 28.

36

Король
«Волшебный
квадрат»

Формирование представлений о
волшебном квадрате, который
король использует в игре.
Развивать способность думать,

Рассказ о волшебном
квадрате, который
король использует в
игре. «Двойной удар»,

Демонстрационный
материал, шарады,
ребусы, головоломки,

мыслить, рассуждать и
анализировать. Активизировать
словарь.

37

38

Интеллектуальный
шахматный
турнир

Развитие познавательной
активности, воображения,
сообразительности, логическое и
образное мышление, тактильные
ощущения, внимание, память.

Досуг «Шахматное Закрепить первоначальные
знания детей о шахматах,
королевство»
шахматных фигурах ; развивать
сообразительность,
находчивость; активизировать
мыслительную деятельность;
прививать интерес к шахматной
игре.

«Взятие».
Дидактические игры
«Захват контрольного
поля», «Защита
контрольного поля»,
«Ограничение
подвижности».
Выполнение игровых
заданий.

Выполнение игровых
заданий

занимательный м-ал
И.Г.Сухина

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур, магнитная доска
2 шт., комплекты
шахмат, интерактивные
задания «Лабиринт»,
«Кратчайший путь»,
медали, эмблемы
наголову (команда
черных и команда
белых)

Календарно-тематическое планирование 2 год обучения

Тема

№ п/п

Сентябрь.

1

2.

Педагогический мониторинг

Повторение пройденного
материала

3.

Шах

4.

Шах

Цель

Содержание

Уточнение уровня
Выполнение тестовых
освоения
заданий.
программного
материала.
Закрепление знаний у Просмотр презентации
детей,
полученных
ранее
Цель: Формировать
Шах ферзем, ладьей,
представление о
слоном, конем, пешкой.
позиции
Защита от шаха.
Дидактические задания
«шах» Развивать
способность думать, «Шах или не шах», «Дай
мыслить, рассуждать шах», «Пять шахов»,
«Защита от шаха».
и
анализировать.
Активизировать
словарь.
Открытый шах.
Закрепить
представления
Двойной
детей о позиции
шах. Дидактические
«шах»
задания «Дай открытый
Развивать
шах»,
«Дай двойной
шах».
Дидактическая
логического
игра.«Первый шах» мышления умения
проведение игры всеми
доказывать
фигурами из начального
правильность
решения,
опровергать

Средства
материал

обучения/

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур
ИКТ

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Учебник 4.2 с.29 - 35.

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Учебник 4.2 с.36 - 41.

Октябрь.

положения.
неправильные,
сообразительность,
быстроту реакции.
Воспитывать умение
выслушивать других
детей.
Продолжать учить
играть
всеми фигурами из
начального
положения учить
сравнивать фигуры,
показывать их
различие и сходства;
развивать
произвольное
внимание, логическое
мышление, тонкую
моторику

5.

Двойной шах с выигрышем
фигуры, лучший шах

6.

Мат.

Формирование
представлений о том,
что
мат - цель игры
упражнение в
определении
шахматных ситуаций.

7.

Мат в один ход.

Закрепить
Мат в один ход:
представления детей о сложные
позиции «мат»
примеры с большим
Развивать быстроту
числом шахматных
фигур. Дидактическое

Чтение сказки «До
свидания, Шахматная
страна»
Объяснение нового
материала: мат ферзем,
ладьей, слоном, конем,
пешкой. Дидактическое
задание «Мат или не
мат».

Демонстрационная
доска, шахматные
фигуры, шахматные
доски (одна на двоих
детей) с комплектом
фигур, фишки; Учебник
Сухин И.Г с.42-43

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Учебник 4.2 с.44 - 52.

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей

Ноябрь.

реакции.
Воспитывать
организованность
Закрепить
представления детей о
позиции «мат»
Развивать быстроту
реакции. Воспитывать
организованность

задание «Дай мат в
один
ход».
Решение словесных
логических задач,
сложных примеров с
большим числом
шахматных фигур.
Дидактическое задание
«Дай мат в один ход».

8.

Мат в один ход.

9.

Мат в один ход.

Закрепить
представления детей о
позиции «мат»
Развивать быстроту
реакции. Воспитывать
организованность

Мат в один ход:
сложные
примеры с большим
числом шахматных
фигур. Дидактическое
задание «Дай мат в один
ход».

10.

Что такое связка.

Закрепление знаний и
умений полученных
ранее;
Формирование
понятия
«Связка»

Закрепление хода
слоном. Понятие
«связка» решение
шахматных задач и
этюдов
Д/и «Расставь на доске»,
«Пройди и назови поле»,

11.

Ничья

Формирование
представлений о
положении «пат»,
выделение отличий
пата от мата.

Учебник 4.2 с.53 - 55.

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Учебник 4.2 с.56-57

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Учебник 4.2 с.57 - 60.

Демонстрационная
доска, шахматные
фигуры, шахматные
доски (одна на двоих
детей) с комплектом
фигур, альбомные
листы, цветные
карандаши.
Чтение сказки «Мат и
Шахматная доска и
пат», Рассказ о позициях шахматные поля,
«мат» и «пат»
комплекты шахматных
Вариантах ничьей.
фигур по кол-ву детей
Примеры на пат.
Учебник 4.2 с.61 -62.
Дидактическое задание
«Пропавшая фигура»

«Пат или не пат».
12.

Рокировка

13.

Непобедимый

14.

Волшебный мир комбинаций

и
короткая
Цель: знакомство с Длинная
понятием
рокировка.
Правила
рокировки.
«Рокировка»
Дидактическое задание
Зачем нужна
«Рокировка».
рокировка.
Как делается
рокировка.
Развитие творческое
мышление,
логического
мышления,
Формирование
Слушание
сказки
представлений о
«Непобедимый», беседа
важности первых
по содержанию, решение
ходов, этикете
шахматных задач, Д/И
шахматной
игры, «Узнай и назови»
совершенствование
умения
доказывать
правильность
своего
решения,
развитие
интеллектуальных
способностей.
Формирование
Логическая
минутка;
первичных
Слушание
шахматной
представлений о том, сказки «Волшебный мир
что
комбинаций», беседа по
должен знать игрок,
содержанию; решение
чтобы
шахматных задач;
уверенно
разбираться в
партии чувствовать
себя

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Учебник 4.2 с.63 - 68.

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Гришин В.Г. с. 107- 113.

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Гришин В.Г. сЛ 15- 119.

спокойно во время
игры
Декабрь.

15.

Реши этюд, отгадай Задачу.

Упражнение в
решении
шахматных этюдов,

16.

«Итальянская партия»

Закрепление
представлений и
рекомендации о
принципах
разыгрывания дебюта
и важности первых
ходов

Разыгрывания дебюта на
примере «Итальянской
партии» с пояснениями
о том, как лучше
начинать шахматную
партию). Дидактическая
игра «Два хода»

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Учебник 4.2 с.69

17.

Сицилианская защита

Формирование
представлений о
принципах
разыгрывания
дебюта; и важности
первых ходов
Закрепление Знаний
правил ведения
шахматной партии

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Учебник 4.2 с.69 - 71.

18.

Принятый ферзевый гамбит Закрепление
представлений и
рекомендации о
принципах
разыгрывания
дебюта;

Рассказ педагога о
принципах
разыгрывания
дебюта на примере
«Сицилианской
защиты»
с пояснениями о том,
как лучше начинать
шахматную партию).
Дидактическая игра
«Два хода»
Показ педагогом
разыгрывания дебюта
«Принятый ферзевый
гамбит» Игра всеми
фигурами из начального

Логическая
минутка;
слушание
«Волшебной
истории»
Решение шахматных
этюдов

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Гришин В.Г. с.1122- 130

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Учебник 4.2

Январь.

19.

20.

21.

Подготовка к
Развитие
интеллектуальном у турниру познавательной
активности,
воображения,
сообразительности,
быстроты реакции,
посредством
игровых
развивающих
заданий,
Интеллектуал ьный турнир Развитие
познавательной
активности,
воображения,
сообразительности,
быстроты реакции,
посредством
игровых
развивающих
заданий,
Короткие партии
Закрепление знаний о
принципах
разыгрывания дебюта.
Игра всеми фигурами
из
начального
положения.

положения без
пояснений о том, как
лучше начинать
шахматную партию).
Дидактическая игра
«Два хода»
Мини-конкурс «Её
величество Загадка»,
Обучение отгадыванию
ребусов; Решение
словесных логических
задач.
Жеребьевка
продумывание
заданий.

с.70.

Игровой
занимательный
материал.

Выполнение игровых
заданий.

Демонстрационный
материал, шарады,
ребусы, головоломки,
занимательный м-ал
И.Г.Сухина

Логическая минутка;
Демонстрация
коротких
партий. Игра всеми
фигурами из начального
положения. Партии 1 - 2

Шахматная доска,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Учебник 4.2 с.76 - 79.

Февраль.

22.

23.

Короткая партия

Здоровые телом - сильные

Цель: Закрепление
представлений и
рекомендации о
принципах
разыгрывания дебюта.
Игра всеми фигурами
из начального
положения

Логическая минутка
Демонстрация
коротких
партий. Игра всеми
фигурами из начального
положения. Партии №
14 - 15

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур Сухин И.Г..
стр.86- 87

Пропаганда здорового
образа жизни,
Воспитание культуры
игры.

Слушание сказки
«Здоровые телом сильные духом. Работа
по содержанию.
Обсуждение
психологических
этюдов.
Конкурс «Ответь как в
сказке, сам, без
подсказки »,Д/и «Ход
конем» с любого поля 1
и
8 горизонтали.
Рисование на тему: Моя
шахматная
страна; выставка работ

Шахматная доска,
комплекты шахматных
фигур В.Г.Гришин с
167-139

24.

В гостях хорошо, а дома
лучше

Вызвать
положительные
эмоции, желание
поделиться своими
впечатлениями ,
закрепление хода
конем.

25.

Великие гроссмейстеры

продолжать
воспитывать
устойчивый интерес к
игре в шахматы ;
Закреплять умение
решать
шахматные задачи,
этюды

Практические занятия в
парах;
работа с диаграммами.
Знакомство с именами
великих шахматистов
(А.Карпов, Г.Каспаров).

Шахматная доска,
комплекты шахматных
фигур по количеству
детей , цв. Карандаши.
В.Г.Гришин с 131- 136

Портреты шахматистов;
демонстрационная
доска, шахматные
фигуры, альбомные
листы, цветные
карандаши. Сухин И.Г..
стр.9-22

Март.

26.

Великие гроссмейстеры

продолжать
воспитывать
устойчивый интерес к
игре в шахматы ;
Закреплять
умение
решать
шахматные задачи,
этюды

27.

Показательная партия
«Морфии- консультанты

Практические занятия в Демонстрационная
продолжать
парах
доска, шахматные
воспитывать
устойчивый интерес к Графический диктант
фигуры, листы в клетку,
игре в шахматы ;
карандаш
Закреплять
умение
решать
шахматные задачи,
этюды

28.

Решение шахматных задач и Закреплять знания о
принципах
этюдов.
разыгрывания
дебюта; учить
рационально
распоряжаться
небольшими
шахматными
силами,
сохранившимися на
доске, достигать
выигрыша или
добиваться ничьей,
находясь в трудном
положении.

Д/и «Расставь на доске»,
«Пройди и назови
поле»; работа с
диаграммами .
Знакомство с именами
великих шахматистов
(М.Ботвинник, и др.)

Демонстрация коротких
партий. Игра всеми
фигурами из начального
положения

Портреты шахматистов;
демонстрационная
доска, шахматные
фигуры, альбомные
листы, цветные
карандаши. Сухин И.Г..
стр. 9-22

Шахматная доска,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Гришин В.Г. с. 121- 129

29

Решение шахматных задач и
этюдов.

Закреплять знания о
принципах
разыгрывания
дебюта; учить
рационально
распоряжаться
небольшими
шахматными
силами,
сохранившимися на
доске, достигать
выигрыша или
добиваться ничьей,
находясь в трудном
положении.

Демонстрация коротких
партий. Игра всеми
фигурами из начального
положения

30

И король жаждет боя

Игра всеми фигурами из Шахматная доска,
начального положения. комплекты шахматных
фигур

31

И король жаждет боя

Закрепление
представлений и
рекомендации о
принципах
разыгрывания дебюта.
Закрепления умения
записывать
шахматную нотацию
Закрепление
представлений и
рекомендации о
принципах
разыгрывания дебюта.
Закрепления умения
записывать
шахматную нотацию

Шахматная доска,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Гришин В.Г. с. 121- 129

Игра всеми фигурами из Шахматная доска,
начального положения. комплекты шахматных
фигур

Апрель.

32

Это интересно

33

Это интересно

34

Повторение пройденного

35.

Повторение пройденного о

Побуждать детей к
Логическая
минутка;
самостоятельному
слушание сообщений об
поиску
известных шахматистах,
Графический диктант.
знаний, развивать
Конкурс на лучшую
познавательный
интерес познакомить шахматную загадку
с интересными
фактами из истории
шахмат
Логическая
минутка;
Побуждать детей к
самостоятельному
слушание сообщений об
поиску
известных шахматистах,
Графический диктант.
знаний, развивать
Конкурс на лучшую
познавательный
интерес познакомить шахматную загадку
с интересными
фактами из истории
шахмат
Закрепление
Дидактическое задание
«Пат или не пат», «Дай
пройденного,
мат в один ход», «
развитие
Дешифровщики »
логического
мышления, умения
отстаивать свое
мнение
Закрепление
Повторение правил хода
пройденного развитие и взятия каждой
логического
фигуры;
мышления, умения
Дидактическое задание
отстаивать свое
«Дай мат в один ход»;
мнение
Д/и «Адрес»,
«Шифровка»

Шахматная доска,
комплекты шахматных
фигур, листы бумаги в
клетку, карандаш

Шахматная доска,
комплекты шахматных
фигур, листы бумаги в
клетку, карандаш

Шахматная доска,
комплекты шахматных
фигур, листы бумаги в
клетку, карандаш

Шахматная доска,
комплекты шахматных
фигур, листы бумаги в
клетку, карандаш.

Май.

36

Шахматный турнир на
личное
первенство(финал)

развивать умение
сосредотачивать
внимание
на заданиях;
поддерживать
интерес к
интеллектуальной
деятельности,
желание
играть в шахматы,
проявляя
настойчивость,
целеустр емленность.

37.

Шахматный
праздник

Активизировать
мыслительную и
познавательную
деятельность
воспитывать интерес
к игре в шахматы;

38.

Диагностика ЗУН детей

Шахматная доска,
комплекты
шахматных фигур,
листы бумаги в
клетку, карандаш.

Инсценировка с
участием
детей

Гришин В.Г.с.148156
Атрибуты и костюмы
персонажей

Календарно-тематическое планирование на лето
№ п/п

1

Сентябрь.

2

3

Тема

Цель

Открытое занятие для
Закрепить знания
родителей «Азбука шахматной детей полученные на
игры».
предыдущих
занятиях.
Воспитывать интерес
к игре в шахматы,
усидчивость,
владение навыками
простейших
шахматных задач.
Это интересно
Побуждать детей к
самостоятельному
поиску
знаний, развивать
познавательный
интерес познакомить
с интересными
фактами из истории
шахмат
Волшебный мир комбинаций

Формирование
первичных
представлений о том,
что
должен знать игрок,
чтобы
уверенно
разбираться в
партии чувствовать
себя
спокойно во время
игры

Содержание

Инсценировка с
участием
детей

Средства
материал

обучения/

Гришин В.Г. с. 148- 156
Атрибуты и костюмы
персонажей

Логическая
минутка;
слушание сообщений об
известных шахматистах,
Графический диктант.
Конкурс на лучшую
шахматную загадку

Шахматная доска,
комплекты шахматных
фигур, листы бумаги в
клетку, карандаш

Логическая
минутка;
Слушание
шахматной
сказки «Волшебный мир
комбинаций», беседа по
содержанию;
решение
шахматных задач;

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Гришин В.Г. с.115- 119.

Октябрь.

4

Сицилианская защита

5

Эстафета

6

Интеллектуальный турнир

7

Практические навыки:
«Грозный ферзь» побей все
чёрные фигуры, забирая
каждым ходом по фигуре

Формирование
представлений о
принципах
разыгрывания дебюта;
и важности первых
ходов Закрепление
Знаний правил
ведения шахматной
партии

Закреплять умения
правильно и быстро
расставлять фигуры
на исходную позицию
называя вслух поля на
которые они ставятся.
Развитие
познавательной
активности,
воображения,
сообразительности,
быстроты реакции,
посредством
игровых
развивающих
заданий,
Учить элементарным
основам
шахматной
игры.

Рассказ педагога о
принципах
разыгрывания
дебюта на примере
«Сицилианской
защиты»
с пояснениями о том, как
лучше начинать
шахматную партию).
Дидактическая игра
«Два хода»

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур по кол-ву детей
Учебник 4.2 с.69 - 71.

Практические навыки.
Загадки из тетрадки.

Выполнение игровых
заданий.

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур

Загадки из тетрадки.
Коллективный разбор
определённых ситуаций
на шахматной доске

Ноябрь.

8

Короткие партии

9

Решение шахматных задач и
этюдов

10

Двойной шах с выигрышем
фигуры, лучший шах

Цель: Закрепление
представлений и
рекомендации о
принципах
разыгрывания дебюта.
Игра всеми фигурами
из начального
положения
Закреплять знания о
принципах
разыгрывания
дебюта; учить
рационально
распоряжаться
небольшими
шахматными
силами,
сохранившимися
на доске, достигать
выигрыша или
добиваться
ничьей, находясь в
трудном положении.
Продолжать учить
играть
всеми фигурами из
начального
положения учить
сравнивать фигуры,
показывать их
различие и сходства;
развивать
произвольное
внимание, логическое
мышление, тонкую
моторику

Логическая минутка
Демонстрация
коротких
партий. Игра всеми
фигурами из начального
положения. Партии №
14 - 15

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты шахматных
фигур Сухин И.Г..
стр.86- 87

Демонстрация
коротких
партий. Игра всеми
фигурами из
начального
положения

Шахматная доска,
комплекты
шахматных фигур по
кол-ву детей
Гришин В.Г. с.121129

Демонстрационная
доска,
шахматные
фигуры,
шахматные
доски (одна на двоих
детей) с комплектом
фигур, фишки; Учебник
Сухин И Г с.42-43

11

Повторение пройденного

12

Шахматный турнир

13

Шахматный праздник

Закрепление
пройденного,
развитие
логического
мышления, умения
отстаивать свое
мнение
развивать умение
сосредотачивать
внимание
на заданиях;
поддерживать
интерес к
интеллектуальной
деятельности,
желание
играть в шахматы,
проявляя
настойчивость,
целеустремленность.
Активизировать
мыслительную
и
познавательную
деятельность
воспитывать интерес к
игре в шахматы;

Дидактическое задание
«Пат или не пат», «Дай
мат в один ход»,
«Дешифровщики»

Шахматная доска,
комплекты шахматных
фигур, листы бумаги в
клетку, карандаш

Шахматная доска,
комплекты шахматных
фигур, листы бумаги в
клетку, карандаш.

Инсценировка с
участием
детей

Гришин В.Г. с.148- 156
Атрибуты и костюмы
персонажей


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».